|
Концепция воспитательнКонцепция воспитательной системы класса
«Воспитание
ключевых компетенций школьников»
«Создает человека природа,
но развивает и образует его общество»
В. Г. Белинский
«Труд становится основой
гармонического развития личности также потому,
что в трудовой деятельности человек
утверждает себя как гражданин»
В.А. Сухомлинский
Введение
Воспитание — один из сложнейших социальных
процессов. Его сложность — в бесконечной многогранности, в постоянном
взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как
личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи,
сверстников, средств массовой информации и в этой многогранности отношений
помогает СОЦИОНИКА —
наука о шестнадцати типах личности и шестнадцати типах отношений между ними.
Преимущество соционики по сравнению с другими
системами описания личности, известными в психологии, в том, что она предлагает
систематизированный подход, построенный на просчете возможностей каждого типа
воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию. Механизм, органично
включенный в психику любого человека, получил в соционике название информационного
метаболизма.
Важную роль в жизни ребенка играют объективные
социальные и культурные условия его развития, каким дисгармоничным фактором
сказывается та или иная степень социальной деривации в семье и школе, когда
личность остро ощущает свою заброшенность, отчужденность, обездоленность. Но
нельзя сбрасывать и дефекты современного школьного образования, которые и сами
по себе способны резко затормозить развитие личности, ограничивая сферу ее
потенциальной самореализации в будущем и явно точки приложения ее сил в
условиях высокотехнологического общества.
В социальном опыте человека особенно важен
первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным «полигоном»
радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней
связано. Школа — как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет
развитие личности — позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и
неудач.
Убеждена, что, если ребенку удается добиться
успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Сама жизнь бросает все новые и новые вызовы
педагогике: невероятно уплотняется время в условиях стремительной эскалации
научно-технического прогресса, быстро взрослеет молодежь, все острее проявляют
себя кризисные точки ее самосознания и самовыражения, все труднее дается ее
моральное воспитание. Важно, чтобы школа возродилась как психологически
необходимый ребенку институт, став местом, где дети могут открыто выражать свои
мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях. Интерес со стороны школы
к их миру будет приносить им чувство удовлетворения. Нужно исходить из приоритетности
ответов школы на основные заложенные в каждом из нас с детства личные
потребности, в особенности в отношении чувства безопасности и любви,
принадлежности к другим людям. Собственно «экология школы» должна
преобразовываться, чтобы дети не чувствовали себя в ней «лишними людьми»,
превращаясь в инертную массу немотивированных, равнодушных к учению детей.
Необходимость повышения конкурентоспособности
каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной
приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее
функциональным возможностям — это повседневная реальность, «заданный параметр»
современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия, личная
ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в
результате упорного труда. Личность ответственна перед собой в качестве
субъекта гражданского общества.
Формы самовыражения личности могут быть
бесконечно уникальными и многообразными, однако к конечном счете они выступают
в качестве внешнего проявления более фундаментальных запросов человеческой
психики.
Оптимальное решение проблемы неудачников по
всему социальному спектру — приобретение опыта успеха в школе. Каждый ребенок
должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и
преодоления трудностей.
Проанализируем базовые потребности человека:
· потребность в любви и в чувстве собственного
достоинства;
· потребность ощущения значимости собственного
Я.
Лишь тот осознает себя полноценной личностью,
кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от
приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
Для большинства детей существует только два
места, где они могут научиться следовать этими путями, — это дом и школа.
Реальность:
· ответственность вырабатывается только через
самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с
точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;
· ребенок обязательно сам должен реализовать
свой выбор;
· человек должен уметь сдерживать данное самому
себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим
наказанием, а осознание правильности принятого решения.
ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Воспитание интеллектуальной,
всесторонне–культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в
усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными
профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных
проблем.
Можно выделить 6 основных целевых направлений:
· всестороннее развитие человека, охватывающее
интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост
личности;
· гуманизм и коллективизм как позиции
характеризующие ребенка в его отношении к людям;
· отношение к труду, что является показателем
человеческой сущности;
· любовь к прекрасному и потребность в общении
с прекрасным;
· преданность Родине и гордость за нее в
независимости от экономических и политических трудностей;
· физическое воспитание и гигиеническая
культура.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность
воспитательной системы класса, являются «Индивидуальность»,
«Самостоятельность», «Доброта», «Творчество», «Активность», «Коллектив»,
которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности
классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности «пронизывали»
все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали
составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности
каждого ребенка.
Научить мыслить (развитие
интеллекта):
· развитие мыслительных способностей;
· обеспечение выпускникам объема научных знаний
на уровне мировых стандартов;
· формирование политической и правовой
культуры;
· выявление и развитие индивидуальных творческих
задатков и способностей детей;
· выработка жизненных ценностей, понимание
добра и зла, смысла жизни.
Воспитание чувств (формирование
нравственных отношений):
· научить любить людей и жизнь, приобщая к
духовным, национальным и общечеловеческим ценностям;
· воспитание личности с богатым духовным,
социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать
национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни;
· воспитание гражданина, формирование системы
ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу.
Здоровый образ жизни:
· развитие духовных и физических возможностей
личности;
· формирование прочных основ нравственного и
здорового образа жизни.Физическая закалка организма;
· систематические занятия физкультурой и
спортом;
· постоянный медико-психологический контроль.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ.
Содержание и организационные формы воспитания
мной разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие
социально–активной и физически здоровой личности в изменяющихся условиях
общественной жизни.
Принцип
|
Характеристика
принципа
|
Гуманистический
|
Отношение
педагога к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития, а
также стратегия взаимодействия, основанная на субъект — субъективных
отношениях
|
Природосообразности
|
Воспитание
учащихся сообразно их полу, возрасту: формирование у них ответственности за
развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения
|
Культуросообразности
|
Воспитание
на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами
национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими
общечеловеческим ценностям.
|
Эффективности
социального взаимодействия
|
Воспитание
в коллективах разного типа с целью расширения сферы общения и создания
условий для конструктивных процессов социокультурного самоопределения,
адекватной коммуникации, а в целом — формирования навыков социальной
адаптации, самореализации.
|
Концентрации
воспитания
|
Развитие
социальной и культурной компетентности личности, освоение социокультурного
опыта и свободное самоопределение в социальном окружении.
|
- |
|