Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 17.05.2024, 12:00 |
Средняя общеобразовательная школа № 14 | |
Приветствую Вас Гость |
|
Моя семья - мое богатство
Сентябрь, 2012 Цели: содействовать расширению знаний школьников о семье, о нравственных нормах
и морали; формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к
нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать
моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения к
обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию. Ход
классного часа I. Вступительное
слово Классный руководитель. Здравствуйте,
дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители, гости! Сегодня мы поговорим о семье
и о семейных ценностях. Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит,
что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет
плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг
другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя
улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор. Как же появилось слово семья? Как появилось слово "семья"? Все вы читали сказки.
И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все
только начинается. Начинает создание и укрепление семьи. И процесс этот не
прекращается когда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У
одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, все чувствуют
тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто
живут под одной крышей. Роман Л. Толстого «Анна Каренина»
начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Какие же несчастья могут
обрушиться на семью? Классный руководитель. Неблагополучных, несчастливых
семей сейчас немало. И это не всегда связано с материальными трудностями. II.
Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм» Классный руководитель. Многие психологи утверждают,
что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас
становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты? Классный руководитель. Ваше понимание недалеко от
истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так:
«Эгоизм (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных
интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих». Эгоист - это
человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста:
живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь между эгоистами?
Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему? Классный руководитель. К счастью, нас окружают
только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада - альтруисты.
Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявляйся альтруизм? Как ведут себя
альтруисты? Классный руководитель. В словаре С. Ожегова слово
«альтруизм» имеет такое толкование: «Альтруизм (от лат. alter - другой)
- готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими
интересами». Альтруизм - это
сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к
самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других.
Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одного
альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это? Конечно же, это
наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они
бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага. III. Проблемная
ситуация «Гадкий ребенок» Классный руководитель. Все знают сказку Андерсена
«Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на
долю несчастного утенка, которого все презирали. И как радовались, когда гадкий
утенок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же превращение
происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога, который я
назвала «Гадкий ребенок» (читает): «Пришла ко мне на прием мама с
14-летним сыном. Мама озабоченно говорит: «Уж и не знаю, что делать с ним.
Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки да развлечения на уме. А когда
дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную
громкость включает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других,
одет, обут, все есть. Себе во многом отказывала... А у него на все один ответ:
'Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!" Как жить, ума не приложу!» Вот такая
ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист? Согласны ли вы с
сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан. Классный руководитель. Вырастет ли из
этого «гадкого утенка» прекрасный человек? Классный руководитель.А мне кажется,
что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими
людьми. Эгоизм - это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймет,
он никогда не станет взрослым, а на всю жизнь так и останется гадким ребенком. IV.
Воспитывающие ситуации Классный руководитель. Мы живем среди людей. Общаясь,
мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь
приходит золотое правило общения. Помните его? На людях все
стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие
расслабляются и позволяют себе жизнь без правил - все равно никто не увидит, а
папа, мама, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же
законы общения, а значит, и то же золотое правило, которое требует уважения,
терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи... Сейчас мы проведем испытания и
узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения? Я приглашаю к
доске культурных и уверенных в себе ребят. Каждый из вас
получает ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в
этой ситуации. Если класс одобряет ваше поведение, все поднимут руки, и вы
сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы остаетесь стоять у доски.
Вопросы есть? Начинаем. ...Итак, обычный
зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включили музыку и приготовились помечтать,
сидя в мягком кресле. И тут началось... № 1. «Сынок,
вынеси мусор!» - попросила мама. («Хорошо. Сейчас вынесу».) № 2. Бабушка
заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!»
(«Хорошо. Давай продену!») № 3. А тут и
папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу,
поможешь картошку прополоть». («Хорошо. Поеду!») № 4. Мама
подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем
родственникам». («Хорошо. Давай подпишу!») № 5. «Собаку
хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа. («Хорошо. Уже иду!») № б. «Опять очки
куда-то запропастились. Поищи, внучок!» - попросила бабушка. («Хорошо. Иду
искать!») № 7. «Да выключи
же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все. («Хорошо. Уже
выключил!») Да-а-а! Будем
считать, что это был прием в школу разведчиков: терпение, выдержка и железные
нервы. Но все прошли испытания! (Или: кто не
прошел испытания - дополнительная ситуация. Так кому же идти за хлебом в
холодный зимний вечер? Правильный ответ - «мне».) V.
Работа в группах. Незаконченные предложения Классный руководитель. Во всех предложенных ситуациях
родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже
частенько срываются, грубят и даже дерутся. И тогда никакой ребенок не
выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах. Первая группа -
составит портрет идеальных родителей. Вторая группа -
создаст образ идеального ребенка. Третья группа -
составит портрет идеальной семьи. Для выполнения
задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на доске Идеальные
родители - это... Идеальные дети -
это... Идеальная семья
- это... Послушаем,
что же у нас получилось. Классный руководитель. Ну, что ж, слово «идеал»
обозначает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель
вы для себя обозначили. Заключительное слово Классный руководитель. Наше общение подходит к концу.
В заключение хочу сказать, что наш класс
тоже семья. У нас сложились свои традиции: одна из них – приглашать
родителей, когда это возможно, на классные мероприятия. И давайте как и в
семье будем уважать друг друга. Помогать друг другу, поддерживать в трудные
минуты, вместе радоваться победам одноклассников. А еще хочу дать вам совет:
доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями,
жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на
них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотверженно и
бескорыстно любят вас. Семья
– это то, что мы делим на всех, Всем
понемножку: и слезы и смех, Семья
– это то, что с тобою всегда. Пусть
мчатся секунды, недели, года, Но
стены родные, отчий твой дом – Сердце
навеки останется в нем ! |
Copyright МОУ СОШ №14 © 2024 |