Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить для для слабовидящих Цвет сайта Ц Ц Ц Вернуться к нормальной версии
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 18:29


Средняя общеобразовательная школа № 14

Меню сайта
Форма входа

Москвитина Раиса Николаевна

Конспект проведенного урока музыки

учителем музыки  Москвитиной Р.Н.

Тема урока: - «Ударные инструменты симфонического оркестра» - 3 класс

Цели: - ознакомить  учащихся с видами и тембрами ударных  инструментов симфонического оркестра, создать познавательную ситуацию для пробуждения интереса к изучаемому материалу.

 Задачи:

образовательные – формирование умения определять виды ударных инструментов , отличать их по тембру, узнать  важность роли ударных инструментов в оркестре.

развивающие – развивать чувство ритма, музыкальный и тембровый слух , умение фантазировать , делать выводы от услышанного.

Воспитывающие – воспитание интереса к предмету, эстетического вкуса, любви к классической музыке.

Музыкальный материал: фрагменты из музыкальных произведений: Г.Берлиоз .«Фантастическая симфония»; М.Равель. «Болеро»; П.Чайковский. «Испанский танец» - фрагмент видеофильма  балета «Щелкунчик»; А.Бородин. « Половецкие пляски» – фрагмент видеофильма  оперы «Князь Игорь» .

Оборудование:  музыкальный центр, видеомагнитофон,

                               мультимедийный проектор,музыкальные инсрументы для шумового оркестра ; шаблоны фигурок инструментов симфонического оркестра; презентация слайдов. 
Ход урока:

Учитель обращается к  учащимся с музыкальным приветствием: «Здравствуйте, ребята!»

Учащиеся отвечают музыкальной фразой а капелла: «Добрый день!

Сейчас музыкальный начнется урок,

Об этом сказал нам веселый звонок,

Сказал ,заливаясь на ноте высокой»…

Учитель: «Друзья , поздравляю с началом урока!»

 

1.Актуализация опорных знаний . Введение в тему:

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра. Но прежде давайте вспомним то ,что мы уже знаем:

( Презентация: 1 – й слайд – Государственный симфонический оркестр под управлением Е.Светланова)

- где располагается симфонический оркестр в концертном зале?

- какая группа инструментов является самой уважаемой и почему?

- назовите инструменты струнной группы.

- о каком инструменте идет речь в загадке:

  Я изящна и тонка , и голос мой чудесен и высок,

  Могу я петь, как птица, звонко, чисто,

  Чтоб голос мой свободно литься мог-

  Держи меня у губ не вдоль , а поперек? (флейта)

 К какой группе инструментов относится флейта?

 - Какие еще деревянные духовые вы знаете?

 - Назовите  инструменты медной духовой группы оркестра.

 - Какие еще инструменты есть в оркестре, но мы их не называли?

  Вот у нас и обозначилась тема сегодняшнего урока: 

 «Ударные инструменты» .

( Презентация: 2 - й слайд – Ударные инструменты симфонического оркестра)

2. Постановка учебных задач:

Мы сегодня узнаем не только названия ударных инструментов ,об их роли в симфоническом оркестре , но и должны постараться научиться определять их по тембровому звучанию.

И поможет нам в этом ее величество – классическая музыка. Мы будем слушать те отрывки произведений,где ударные инструменты солируют или звучат наиболее ярко. 

:3. Формирование новых знаний.

Учитель: Ребята ,кто из вас знает какие либо ударные инструменты?(дети перечисляют. Если названы не все, то предлагается ответить на наводящие вопросы)

1.Какие ударные инструменты звучат в храмах? (колокола)

2.Что из похожего на ударные инструменты есть на кухне? ( ложки ,тарелки)

3.Какой инструмент привязывают коровам ,чтобы они не потерялись? (колокольчик)

Учитель: Вот мы и узнали ,почему ударные инструменты называют ударными: они звучат с помощью удара и, как самые шумные, располагаются позади всех инструментов в оркестре.

Среди них только литавры настраиваются на определенное по высоте звучание. (Показ видеоряда инструментов)

Они похожи на два котла, по ним бьют специальной колотушкой, обтянутой войлоком. С помощью литавр можно изобразить что – то устрашающее:гром,выстрел из пушки.

(прослушивание фрагмента из «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза)

Барабаны в оркестре звучат не так страшно, но очень ответственно относятся к своей работе:

-Хоть барабан и вправду голосистый,

 Но не всегда годится он в артисты…

Зато в оркестре он – важная персона:

Барабаны держат ритм всего оркестра.

(прослушивание фрагмента «Болеро» М.,Равеля)

Не уступают своим братьям – барабанам и  сестрички –

тарелочки. Они изготавливаются из меди и могут тихонько шелестеть ,когда к ним прикасаются металлической  щеточкой.Но они могут и оглушить,когда стукаются друг о друга!

( просмотр «Половецких плясок» в  фрагменте фильма оперы «Князь Игорь» А.Бородина)

Самый младший в семье ударных инструментов –

треугольник. Стучат по нему стальным стержнем, и он издает удивительно нежный и певучий звук…

(демонстрация игры на треугольнике)

Самый маленький в оркестре инструмент – черепашки .

Как вы думаете ,почему он так называется?

Правильно ,он называется так потому, что изготавливается из черепаховых панцирей.Он состоит из двух пластинок ,соединенных веревочкой ,одевается на большой палец, пластинки стучат друг о друга , и получается удивительный щелкающий звук. Похожий инструмент называют кастаньетами.

(демонстрация игры на кастаньетах, затем просмотр «Испанского танца» в фрагменте фильма  балета «Щелкунчик»П.Чайковского)

Итак ,ребята, мы прослушали с вами звучание нескольких ударных инструментов. И хотя мы не профессиональные музыканты ,но поиграть и нам хочется ,верно?

3.Закрепление материала:

Перед вами лежат инструменты, лишь два них являются инструментами симфонического оркестра(маракас и пандейра). Я буду играть русскую народную песню «Как у наших у ворот», а вы  будете помогать мне.

Игра на инструментах всем классом под фортепианный аккомпанемент учителя, распределение инструментов по куплетам:

  1. Дудочки
  2. Маракасы и треугольник
  3. Пандейры и дудочки
  4. Ложки
  5. Дудочки и кастаньеты и т.д.

Подведем итог:

1.Как называются инструменты , с которыми мы познакомились сегодня?

2.Каким образом на них издается звук?

3.Где инструменты располагаются в оркестре?

4.  Какие инструменты в классе являются музыкальными ,а какие шумовыми?

5.Какой инструмент ярко прозвучал в оркестре «Фантастической симфонии» Г.Берлиоза?

6.Какой инструмент поддержал ритм оркестра в «Болеро»М.Равеля?

7.Какие инструменты звучали ярко и громко в фрагменте из оперы «Князь Игорь» А.Бородина?

Молодцы ,ребята! Вы становитесь настоящими друзьями классической музыки.

4. Вокально – хоровая работа на уроке:

А сейчас мы проведем маленькую разминку(ритмическая физминутка).

«Встали дружно , по – тя – ну – лись ,

  И друг другу улыбнулись,

  Руки – крылья помахали,

  Ноги плавно приседают:

  Топ –топ ,с пятки на носок –

   Перекатом,перекатом ,

   И присели вновь за парты!

А теперь  споем несколько упражнений для подготовки к пению наших голосовых связок:

1.Проведем нежно по головке и протяжно скажем «Да – а – а – а !»

2.Пальчики положим на живот и попыхтим ,как ежики: пых – пых - пых – пых !

3.Зашипим по – змеиному.

4. Будем жужжать ,как жуки!

5. Поцокаем язычком,как лошадка.

6.Говорим и поем любимые скороговорки.

Затем учащиеся повторяют текст норвежской народной песни «Волшебный смычок».

Прослушивание этой песни в записи.

Пение всем классом,работа над мелодией и звуковедением, дикцией.

Пение песни по группам и сольно.

5.Итог урока.

У нас осталось время для выполнения творческого задания. На доске расположены фигурки музыкальных инструментов  оркестра,но они  «разбрелись по сцене» в беспорядке.Я предлагаю  расположить их так ,как они располагаются в оркестре.

(дети выполняют задание , что может стать своеобразной содержательной рефлексией на уроке).

Молодцы ,ребята, вы успешно справились с заданием и достойны «отличных» и «хороших» оценок!

(Выставление оценок;  затем каждый учащийся выбирает себе фигурку инструмента на доске , о котором дома он сочинит сказку или нарисует его на альбомном листе. Это и будет домашним заданием).

На этом наш урок окончен, но я надеюсь ,что дома кто – то из вас захочет снова послушать знакомое произведение в исполнении симфонического оркестра.

Учитель и дети поют: « До сви – да – ни – я !»

 

-

Включить версию для слабовидящих
Copyright МОУ СОШ №14 © 2024
Бесплатный хостинг uCoz