Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 02.05.2024, 18:29 |
Средняя общеобразовательная школа № 14 | |
Приветствую Вас Гость |
|
Москвитина Раиса НиколаевнаКонспект проведенного урока музыки учителем музыки Москвитиной Р.Н. Тема урока: - «Ударные инструменты симфонического оркестра» - 3 класс Цели: - ознакомить учащихся с видами и тембрами ударных инструментов симфонического оркестра, создать познавательную ситуацию для пробуждения интереса к изучаемому материалу. Задачи: образовательные – формирование умения определять виды ударных инструментов , отличать их по тембру, узнать важность роли ударных инструментов в оркестре. развивающие – развивать чувство ритма, музыкальный и тембровый слух , умение фантазировать , делать выводы от услышанного. Воспитывающие – воспитание интереса к предмету, эстетического вкуса, любви к классической музыке. Музыкальный материал: фрагменты из музыкальных произведений: Г.Берлиоз .«Фантастическая симфония»; М.Равель. «Болеро»; П.Чайковский. «Испанский танец» - фрагмент видеофильма балета «Щелкунчик»; А.Бородин. « Половецкие пляски» – фрагмент видеофильма оперы «Князь Игорь» . Оборудование: музыкальный центр, видеомагнитофон, мультимедийный проектор,музыкальные инсрументы для шумового оркестра ; шаблоны фигурок инструментов симфонического оркестра; презентация слайдов. Учитель обращается к учащимся с музыкальным приветствием: «Здравствуйте, ребята!» Учащиеся отвечают музыкальной фразой а капелла: «Добрый день! Сейчас музыкальный начнется урок, Об этом сказал нам веселый звонок, Сказал ,заливаясь на ноте высокой»… Учитель: «Друзья , поздравляю с началом урока!»
1.Актуализация опорных знаний . Введение в тему: Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра. Но прежде давайте вспомним то ,что мы уже знаем: ( Презентация: 1 – й слайд – Государственный симфонический оркестр под управлением Е.Светланова) - где располагается симфонический оркестр в концертном зале? - какая группа инструментов является самой уважаемой и почему? - назовите инструменты струнной группы. - о каком инструменте идет речь в загадке: Я изящна и тонка , и голос мой чудесен и высок, Могу я петь, как птица, звонко, чисто, Чтоб голос мой свободно литься мог- Держи меня у губ не вдоль , а поперек? (флейта) К какой группе инструментов относится флейта? - Какие еще деревянные духовые вы знаете? - Назовите инструменты медной духовой группы оркестра. - Какие еще инструменты есть в оркестре, но мы их не называли? Вот у нас и обозначилась тема сегодняшнего урока: «Ударные инструменты» . ( Презентация: 2 - й слайд – Ударные инструменты симфонического оркестра) 2. Постановка учебных задач: Мы сегодня узнаем не только названия ударных инструментов ,об их роли в симфоническом оркестре , но и должны постараться научиться определять их по тембровому звучанию. И поможет нам в этом ее величество – классическая музыка. Мы будем слушать те отрывки произведений,где ударные инструменты солируют или звучат наиболее ярко. :3. Формирование новых знаний. Учитель: Ребята ,кто из вас знает какие либо ударные инструменты?(дети перечисляют. Если названы не все, то предлагается ответить на наводящие вопросы) 1.Какие ударные инструменты звучат в храмах? (колокола) 2.Что из похожего на ударные инструменты есть на кухне? ( ложки ,тарелки) 3.Какой инструмент привязывают коровам ,чтобы они не потерялись? (колокольчик) Учитель: Вот мы и узнали ,почему ударные инструменты называют ударными: они звучат с помощью удара и, как самые шумные, располагаются позади всех инструментов в оркестре. Среди них только литавры настраиваются на определенное по высоте звучание. (Показ видеоряда инструментов) Они похожи на два котла, по ним бьют специальной колотушкой, обтянутой войлоком. С помощью литавр можно изобразить что – то устрашающее:гром,выстрел из пушки. (прослушивание фрагмента из «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза) Барабаны в оркестре звучат не так страшно, но очень ответственно относятся к своей работе: -Хоть барабан и вправду голосистый, Но не всегда годится он в артисты… Зато в оркестре он – важная персона: Барабаны держат ритм всего оркестра. (прослушивание фрагмента «Болеро» М.,Равеля) Не уступают своим братьям – барабанам и сестрички – тарелочки. Они изготавливаются из меди и могут тихонько шелестеть ,когда к ним прикасаются металлической щеточкой.Но они могут и оглушить,когда стукаются друг о друга! ( просмотр «Половецких плясок» в фрагменте фильма оперы «Князь Игорь» А.Бородина) Самый младший в семье ударных инструментов – треугольник. Стучат по нему стальным стержнем, и он издает удивительно нежный и певучий звук… (демонстрация игры на треугольнике) Самый маленький в оркестре инструмент – черепашки . Как вы думаете ,почему он так называется? Правильно ,он называется так потому, что изготавливается из черепаховых панцирей.Он состоит из двух пластинок ,соединенных веревочкой ,одевается на большой палец, пластинки стучат друг о друга , и получается удивительный щелкающий звук. Похожий инструмент называют кастаньетами. (демонстрация игры на кастаньетах, затем просмотр «Испанского танца» в фрагменте фильма балета «Щелкунчик»П.Чайковского) Итак ,ребята, мы прослушали с вами звучание нескольких ударных инструментов. И хотя мы не профессиональные музыканты ,но поиграть и нам хочется ,верно? 3.Закрепление материала: Перед вами лежат инструменты, лишь два них являются инструментами симфонического оркестра(маракас и пандейра). Я буду играть русскую народную песню «Как у наших у ворот», а вы будете помогать мне. Игра на инструментах всем классом под фортепианный аккомпанемент учителя, распределение инструментов по куплетам:
Подведем итог: 1.Как называются инструменты , с которыми мы познакомились сегодня? 2.Каким образом на них издается звук? 3.Где инструменты располагаются в оркестре? 4. Какие инструменты в классе являются музыкальными ,а какие шумовыми? 5.Какой инструмент ярко прозвучал в оркестре «Фантастической симфонии» Г.Берлиоза? 6.Какой инструмент поддержал ритм оркестра в «Болеро»М.Равеля? 7.Какие инструменты звучали ярко и громко в фрагменте из оперы «Князь Игорь» А.Бородина? Молодцы ,ребята! Вы становитесь настоящими друзьями классической музыки. 4. Вокально – хоровая работа на уроке: А сейчас мы проведем маленькую разминку(ритмическая физминутка). «Встали дружно , по – тя – ну – лись , И друг другу улыбнулись, Руки – крылья помахали, Ноги плавно приседают: Топ –топ ,с пятки на носок – Перекатом,перекатом , И присели вновь за парты! А теперь споем несколько упражнений для подготовки к пению наших голосовых связок: 1.Проведем нежно по головке и протяжно скажем «Да – а – а – а !» 2.Пальчики положим на живот и попыхтим ,как ежики: пых – пых - пых – пых ! 3.Зашипим по – змеиному. 4. Будем жужжать ,как жуки! 5. Поцокаем язычком,как лошадка. 6.Говорим и поем любимые скороговорки. Затем учащиеся повторяют текст норвежской народной песни «Волшебный смычок». Прослушивание этой песни в записи. Пение всем классом,работа над мелодией и звуковедением, дикцией. Пение песни по группам и сольно. 5.Итог урока. У нас осталось время для выполнения творческого задания. На доске расположены фигурки музыкальных инструментов оркестра,но они «разбрелись по сцене» в беспорядке.Я предлагаю расположить их так ,как они располагаются в оркестре. (дети выполняют задание , что может стать своеобразной содержательной рефлексией на уроке). Молодцы ,ребята, вы успешно справились с заданием и достойны «отличных» и «хороших» оценок! (Выставление оценок; затем каждый учащийся выбирает себе фигурку инструмента на доске , о котором дома он сочинит сказку или нарисует его на альбомном листе. Это и будет домашним заданием). На этом наш урок окончен, но я надеюсь ,что дома кто – то из вас захочет снова послушать знакомое произведение в исполнении симфонического оркестра. Учитель и дети поют: « До сви – да – ни – я !» - |
Copyright МОУ СОШ №14 © 2024 |