Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 17.05.2024, 10:36 |
Средняя общеобразовательная школа № 14 | |
Приветствую Вас Гость |
|
Описание опыта Труфанова Е.А.Описание опыта работы классного
руководителя 5 класса Труфановой Елены Александровны «Если бы в кабинете у
врача, юриста или дантиста одновременно собрались 30 человек с разными
желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно
мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был
бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких
профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое
представление о работе школьного учителя» (Дональд Д. Куинн,
перевод с английского). У
педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем.
Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие -
наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она,
несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это
класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные
отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает
реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга,
сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу.
Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и
остается классный руководитель. Задача
классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок
растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо
поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия,
удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым,
как ему предписано быть природой. Ребенок
- росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к
развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить
свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Мой
стаж работы в должности классного руководителя - 7 лет, за это время я сделала
1 выпуск. Из числа всех моих выпускников 50 % учащихся поступили в ВУЗы. В
настоящее время являюсь классным руководителем 5 класса. Решая
задачу со многими неизвестными, я организую работу не только по «горизонтали»,
но и по «вертикали». Хочу, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить
выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по
законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и
справедливыми. Тема
самообразования «Гражданское становление и социализация личности школьников». Моя
воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям: ·
Духовно-нравственное и правовое воспитание ·
Познавательная деятельность и эстетическое воспитание ·
Учебная и трудовая деятельность ·
Физическое воспитание и здоровый образ жизни ·
Работа с родителями. Приоритетным
направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое
воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой
интеллект. Ни
один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность
формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять
величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому
нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе. Основными
задачами этого направления является содействие: ·
культурному и духовно-нравственному просвещению педагогической общественности и
российской семьи, ·
духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников; ·
возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской
культуры, приобщение к духовным ценностям. В
процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми: · Не
запрещать, а направлять; · Не
управлять, а соуправлять; · Не
принуждать, а убеждать; · Не
командовать, а организовывать; · Не
ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Будучи
классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является
воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной
научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая
достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим
людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры
интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры
сохранения собственного здоровья. Проводимые
мной классные часы (информационный классный час «Время, события, люди»,
«Планета за одну неделю», тематический классный час «Проступок. Правонарушение.
Преступление», «Расскажи мне обо мне» и др.); ситуативные практикумы («Умей
общаться со всеми и всегда»), диспуты («О дружбе и друзьях», «Мои «можно» и мои
«нельзя») способствуют развитию самооценки учащихся, выработке умения видеть
сильные и слабые стороны своей личности, характера. Для
изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики:
мониторинг, диагностика, анкетирование. Проводя
анкетирование учащихся («Диагностика характера», «Трудности взаимопонимания» и
др.), а также диагностику нравственной воспитанности, выявляю способности
детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей
корректировки. Анализируя
проведенную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой,
более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть
хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления
всех полученных данных, характеризующих проделанную работу. Стараюсь
привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях ВСЕХ
учащихся класса. В
настоящем учебном году все дети класса охвачены досуговой деятельностью (4
девочки посещают кружок «Танцевальный» при ДК «Ратчино», 6 мальчиков занимаются
в спортивной секции по футболу). С целью изучения взаимоотношений
«учитель-ученик-родитель» посещаю уроки учителей – предметников в своем классе,
посещаю семьи учащихся на дому, провожу индивидуальные беседы с родителями. В
своей работе использую инновационные методики, творчески подхожу к
воспитательной и социально-педагогической работе. Стремлюсь
создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской
позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь
добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого
воспитательного дела. Результатом моей работы являются: интересные общешкольные
мероприятия («День Учителя», «День Победы», «А ну-ка девочки» и др.);
тематические классные часы и беседы («Дороги, которые мы выбираем»; «Как
использовать свои права», «Экология слова», «Край родной», «Жизнь без вредных
привычек» и др.); родительские собрания («Процесс адаптации учащихся 5 класса к
обучению в средней школе», «Поощрения и наказания детей в семье» и др. Также
поддерживаю тесный контакт с родителями своих учеников, организую
педагогические консультации, встречи родителей со специалистами различных
служб, провожу анкетирование в целях диагностики и регулирования своей
учебно-воспитательной деятельности. Я
считаю, что именно классный руководитель способен показать ученику и его
родителям, что они есть в жизни друг друга, так как большая часть об этом
забывает. Стараюсь создать условия для реального самостоятельного разрешения
растущим человеком его личных проблем, понимания себя и других, личностного и
профессионального самоопределения. Для
улучшения взаимопонимания и взаимодоверия «родитель-ученик» стараюсь привлечь
родителей к жизни класса и школы (внеклассные мероприятия - «Мама - солнышко
моё»», «Веселые старты» и т.д.) В начале сентября 2012 года с помощью родителей
был эстетически оформлен классный кабинет. Нет
легких учеников, все они требуют много сил и энергии. Педагог должен быть
искренне убежден, что каждый ребенок талантлив, а значит интересен. Если
ребенок «сер», и «невыразителен», значит, его талант пока не обнаружен и не
развит. А в этом виноват не ребенок, здесь вина педагога. Термин
«дети группы риска» чаще всего упоминаются в качестве синонимов терминов
«запущенный ученик» или «ученик с отклонениями в обучении и поведении»,
«трудные дети», «трудный ученик». Обычно мы называем «трудными» тех учащихся,
которые не только плохо учатся, но и при этом они также грубо нарушают
требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных
местах. Чтобы вести работу с такими детьми, надо знать причины, приводящие к
отклонению в обучении и поведении. Не
описать ощущение почти физической боли, когда соприкасаешься с озлобленной
детской душой. Как много недополучил он от своих близких, если волчонком смотрит
на мир. Сколько добра, тепла и любви обошли его стороной. В
таких случаях в моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь,
понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. Помочь
ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье
подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс – вот те задачи, которые
я поставила перед собой. Естественно,
по-новому звучит сегодня и задача классного руководителя - уметь быть готовым
взять на себя ответственность за судьбу ребенка - ибо, как писал Антуан де
Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Этим
учащимся уделяю особое внимание, привлекая их к участию в классных и
общешкольных мероприятиях, посещая их семьи и проводя индивидуальные беседы с
учащимися и их родителями. Контролируя занятость учащихся «группы риска» во
внеурочное время, привлекаю их к посещению спортивных секций и кружков. К
категории детей «группы риска» с уверенностью можно отнести и одаренных,
талантливых учеников, не умеющих реализовать свои возможности в учебной или
внеурочной деятельности и эта работа, безусловно, является важным звеном
мониторинга работы с детьми «группы риска». И я, как классный руководитель,
стараюсь помочь ребёнку в разрешении трудностей, с которыми тот по причине
своего возраста или отсутствия соответствующих умений ещё не способен
справиться самостоятельно. Учащиеся
всех моих классов принимали и принимают активное участие в общешкольных и
районных мероприятиях, где занимают призовые места, что подтверждено грамотами
и дипломами. Повышение
роли патриотического воспитания, приобщение к основным духовным ценностям
своего Отечества, формирование умения сохранять своё здоровье и вести здоровый
образ жизни находит отражение в патриотических мероприятиях: «Великая
Отечественная Война. Какая она?», «Герои Отечества», «Моя малая Родина» и др. Уже
традиционным является участие в акции «Открытка ветерану». Вместе с учащимися планируется поздравление на дому вдов ветеранов ВОВ с Днем Победы. У
детей остается незабываемое впечатление, когда вдовы, со слезами на глазах и
словами благодарности слушают детские стихи и принимают от детей открытки,
сделанные их руками. В
системе работы классного руководителя большую роль играет ученическое
самоуправление. Так как мой 5 класс небольшой – 18 человек, то после
избрания командира класса, выбираются ответственные за классные сектора
(учебный сектор, трудовой сектор, спортивный сектор, редколлегия, сектор
досуга). Строго распределяются обязанности. Например, учебный сектор отвечает
за выставление оценок в дневники, за ведение дневников. Спортивный сектор – за
организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Трудовой сектор – за
организацию дежурства по школе и в классе, за организацию субботника на
территории школы. Сектор редколлегии за оформление летописи класса, классный
уголок, стенгазеты. Сектор досуга за проведение развлекательных и
культурно-массовых мероприятий. В конце каждой четверти, учащиеся,
ответственные за сектора, отчитываются за свою работу. При
реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее
результаты. Хотелось
бы отметить, что являясь посредником между растущей личностью и окружающим
миром в формировании духовно-нравственных ценностей коллективно - творческие
дела очень сплачивают детский коллектив. Работа классного
руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный
"За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому
постоянно повышаю свой профессиональный уровень Имею небольшую библиотеку
методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь итнернет
сайтами (http://festival.1september.ru/articles/subjects/22,
http://www.uchportal.ru/load/119-5-2 и др.) с методическими разработками
различных мероприятий. Принимаю активное участие в методическом объединении
классных руководителей школы, где выступаю с сообщениями , делюсь с коллегами
своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам
воспитательной, организационной и творческой работы другим классным
руководителям. На
данный момент находится в разработке сайт моего пятого класса, который в
дальнейшем будет развиваться при переходе детей из класса в класс. Хочется
закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их
надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним
отношению - |
Copyright МОУ СОШ №14 © 2024 |