|
открытый урок в 11 классеОТКРЫТЫЙ
УРОК ПО ТЕМЕ «ФОТОЭФФЕКТ. ЗАКОНЫ ФОТОЭФФЕКТА»
КЛАСС
- 11
ТИП
УРОКА – УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩИХ
ЭЛЕМЕНТОВ ЗНАНИЯ.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ – СИСТЕМНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ, ИКТ, ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ.
ОБОРУДОВАНИЕ:
КОМПЬЮТЕР, ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ФОТОЭФФЕКТ» С ВИДЕОФРАГМЕНТАМИ, ЛИСТЫ
ДОМИНИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ (НА КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ), ЛИСТЫ
САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ (НА 2 ВАРИАНТА), ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ (НА
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ), ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ НА УРОКЕ.
Цели
урока:
- Образовательная – изучить
явление фотоэлектрического эффекта, его закономерности, области
применения; продолжить подготовку к ЕГЭ (4 задания части А, 1
задание части В, задание С6 на квантовую физику);
- Развивающая – подготовить
обучающихся к пониманию процессов и явлений, происходящих по законам
квантовой физики; учить систематизировать учебный материал, выделяя
доминирующие элементы знания; развивать умение работать с формулами при
решении задач;
- Воспитательная – формирование
научного мировоззрения; тренировка памяти, внимания, самостоятельности,
ответственности за собственные знания и их применение.
Ход
урока:
- Организационный момент
- объявление темы урока;
- отец квантовой физики – Макс
Планк; 2011 год, декабрь – 111 лет образованию отдельной области в физике
– квантовой физики;
- постоянная Планка;
- А. Эйнштейн – единственный, кто
смог вывести уравнение, описывающее процессы, происходящие при
фотоэффекте; кто до конца верил в существование квантов энергии (1921 год
– Нобелевская премия); Эйнштейну удалось показать, что квантовая
теория имеет право на существование. Применяя, ее для объяснения все новых
явлений он непрерывно увеличивал число ее сторонников. Последние сомнения
в существовании световых квантов отпали.
- использование фотоэффекта.
- Постановка целей урока
учащимися
- Изучение нового материала
с заполнением карты доминирующих элементов знания
- Столетов – первый и
единственный русский ученый-физик, который экспериментально вывел законы
фотоэффекта;
- Наблюдение внешнего фотоэффекта;
видео
- определение фотоэффекта;
- особенности возникновения
фотоэффекта; видео
- схема экспериментальной
установки;
- исследование закономерностей
фотоэффекта; видео
- 3-й закон фотоэффекта;
- красная граница фотоэффекта; 1
эВ = 1,6·10 -19 Дж.
- зависимость фототока от
напряжения между электродами; видео
- анализ вольт-амперной
характеристики (ток насыщения);
- зависимость между световым
потоком и величиной тока насыщения; видео
- 1-й закон фотоэффекта;
- запирающее напряжение;
видео
- работа выхода;
- формула для работы выхода;
- уравнение Эйнштейна для
фотоэффекта;
- зависит ли энергия
фотоэлектронов от светового потока и частоты света? видео
- 2-й закон фотоэффекта;
- формула связи запирающего
напряжения и максимальной кинетической энергии;
- окончательное уравнение для
фотоэффекта.
- Закрепление изученного
материала
- решение задачи С-6 ЕГЭ по
физике;
- ответы на вопросы для
самопроверки.
- Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Рефлексия.
Д/з
учебник, параграф 22, №№ 149, 151,154.
Вопросы для
самоконтроля
- От чего зависит: а) число
фотоэлектронов, вырываемых в единицу времени с поверхности катода при
фотоэффекте? б) скорость фотоэлектронов? в) величина красной границы
фотоэффекта?
- На разные металлы падают фотоны
одинаковой частоты. Одинакова ли скорость фотоэлектронов, вылетевших из
металлов?
- На рисунке приведены вольт –
амперные характеристики одного фотоэлемента. Сопоставьте условия
проведения эксперимента, соответствующие кривым 1 и 2.
- Какое предположение о
взаимодействии фотонов с электронами вещества лежит в основе уравнения
Эйнштейна?
- Как объясняет фотоэффект
квантовая модель света?
Вопросы для
самоконтроля
- От чего зависит: а) число
фотоэлектронов, вырываемых в единицу времени с поверхности катода при
фотоэффекте? б) скорость фотоэлектронов? в) величина красной границы
фотоэффекта?
- На разные металлы падают фотоны
одинаковой частоты. Одинакова ли скорость фотоэлектронов, вылетевших из
металлов?
- На рисунке приведены вольт –
амперные характеристики одного фотоэлемента. Сопоставьте условия
проведения эксперимента, соответствующие кривым 1 и 2.
- Какое предположение о
взаимодействии фотонов с электронами вещества лежит в основе уравнения
Эйнштейна?
- Как объясняет фотоэффект
квантовая модель света?
Вопросы для
самоконтроля
- От чего зависит: а) число
фотоэлектронов, вырываемых в единицу времени с поверхности катода при
фотоэффекте? б) скорость фотоэлектронов? в) величина красной границы
фотоэффекта?
- На разные металлы падают фотоны
одинаковой частоты. Одинакова ли скорость фотоэлектронов, вылетевших из
металлов?
- На рисунке приведены вольт –
амперные характеристики одного фотоэлемента. Сопоставьте условия
проведения эксперимента, соответствующие кривым 1 и 2.
- Какое предположение о
взаимодействии фотонов с электронами вещества лежит в основе уравнения
Эйнштейна?
- Как объясняет фотоэффект
квантовая модель света?
- |
|