Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить для для слабовидящих Цвет сайта Ц Ц Ц Вернуться к нормальной версии
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 11:01


Средняя общеобразовательная школа № 14

Меню сайта
Форма входа

открытый урок в 11 классе

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ФОТОЭФФЕКТ. ЗАКОНЫ ФОТОЭФФЕКТА»

КЛАСС  -  11

ТИП УРОКА – УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗНАНИЯ.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – СИСТЕМНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ, ИКТ, ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

ОБОРУДОВАНИЕ:  КОМПЬЮТЕР, ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ФОТОЭФФЕКТ» С ВИДЕОФРАГМЕНТАМИ, ЛИСТЫ ДОМИНИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ (НА КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ), ЛИСТЫ САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ (НА 2 ВАРИАНТА), ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ (НА  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ), ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ НА УРОКЕ.

Цели урока: 

  1. Образовательная – изучить явление  фотоэлектрического эффекта, его закономерности, области применения; продолжить подготовку  к ЕГЭ (4 задания части А, 1 задание части В, задание С6 на квантовую физику);
  2. Развивающая – подготовить обучающихся к пониманию процессов и явлений, происходящих по законам квантовой физики; учить систематизировать учебный материал, выделяя доминирующие элементы знания; развивать умение работать с формулами при решении задач;
  3. Воспитательная – формирование научного мировоззрения; тренировка памяти, внимания, самостоятельности, ответственности за собственные знания и их применение.

 Ход  урока:

  1. Организационный момент
  1. объявление темы урока;
  2. отец квантовой физики – Макс Планк; 2011 год, декабрь – 111 лет образованию отдельной области в физике – квантовой физики;
  3. постоянная Планка;
  4. А. Эйнштейн – единственный, кто смог вывести уравнение, описывающее процессы, происходящие при фотоэффекте; кто до конца верил в существование квантов энергии (1921 год – Нобелевская премия);   Эйнштейну удалось показать, что квантовая теория имеет право на существование. Применяя, ее для объяснения все новых явлений он непрерывно увеличивал число ее сторонников. Последние сомнения в существовании световых квантов отпали.
  5. использование фотоэффекта.
  1. Постановка целей урока учащимися
  1. Изучение нового материала  с заполнением карты доминирующих элементов знания
  1. Столетов – первый и единственный русский ученый-физик, который экспериментально вывел законы фотоэффекта;
  2. Наблюдение внешнего фотоэффекта;      видео
  3. определение фотоэффекта;
  4. особенности возникновения фотоэффекта;  видео
  5. схема экспериментальной установки;
  6. исследование закономерностей фотоэффекта;  видео
  7. 3-й закон фотоэффекта;
  8. красная граница фотоэффекта; 1 эВ = 1,6·10 -19 Дж.
  9. зависимость фототока от напряжения между электродами;  видео
  10. анализ вольт-амперной характеристики (ток насыщения);
  11. зависимость между световым потоком и величиной тока насыщения;  видео
  12. 1-й закон фотоэффекта;
  13. запирающее напряжение;  видео
  14. работа выхода;
  15. формула для работы выхода;
  16. уравнение Эйнштейна для фотоэффекта;
  17. зависит ли энергия фотоэлектронов от светового потока и частоты света? видео
  18. 2-й закон фотоэффекта;
  19. формула связи запирающего напряжения и  максимальной кинетической энергии;
  20. окончательное уравнение для фотоэффекта.
  1. Закрепление изученного материала
  1. решение задачи С-6 ЕГЭ по физике;
  2. ответы на вопросы для самопроверки.
  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия.

Д/з  учебник, параграф 22,  №№ 149, 151,154.

Вопросы для самоконтроля

  1. От чего зависит: а) число фотоэлектронов, вырываемых в единицу времени с поверхности катода при фотоэффекте? б) скорость фотоэлектронов? в) величина красной границы фотоэффекта?
  2. На разные металлы падают фотоны одинаковой частоты. Одинакова ли скорость фотоэлектронов, вылетевших из металлов?
  3. На рисунке приведены вольт – амперные характеристики одного фотоэлемента. Сопоставьте условия проведения эксперимента, соответствующие кривым 1 и 2.
  1. Какое предположение о взаимодействии фотонов с электронами вещества лежит в основе уравнения Эйнштейна?
  2. Как объясняет фотоэффект квантовая модель света?

Вопросы для самоконтроля

  1. От чего зависит: а) число фотоэлектронов, вырываемых в единицу времени с поверхности катода при фотоэффекте? б) скорость фотоэлектронов? в) величина красной границы фотоэффекта?
  2. На разные металлы падают фотоны одинаковой частоты. Одинакова ли скорость фотоэлектронов, вылетевших из металлов?
  3. На рисунке приведены вольт – амперные характеристики одного фотоэлемента. Сопоставьте условия проведения эксперимента, соответствующие кривым 1 и 2.
  1. Какое предположение о взаимодействии фотонов с электронами вещества лежит в основе уравнения Эйнштейна?
  2. Как объясняет фотоэффект квантовая модель света?

Вопросы для самоконтроля

  1. От чего зависит: а) число фотоэлектронов, вырываемых в единицу времени с поверхности катода при фотоэффекте? б) скорость фотоэлектронов? в) величина красной границы фотоэффекта?
  2. На разные металлы падают фотоны одинаковой частоты. Одинакова ли скорость фотоэлектронов, вылетевших из металлов?
  3. На рисунке приведены вольт – амперные характеристики одного фотоэлемента. Сопоставьте условия проведения эксперимента, соответствующие кривым 1 и 2.
  1. Какое предположение о взаимодействии фотонов с электронами вещества лежит в основе уравнения Эйнштейна?
  2. Как объясняет фотоэффект квантовая модель света?

 

-

Включить версию для слабовидящих
Copyright МОУ СОШ №14 © 2024
Бесплатный хостинг uCoz