Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 17.05.2024, 13:20 |
Средняя общеобразовательная школа № 14 | |
Приветствую Вас Гость |
|
Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся"Роль
классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся".
"Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего”.
В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным
коллективом общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель. Он – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в
освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений
через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;
создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития
каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей, защиты интересов детства. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с
обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного
ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и
стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы
индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда,
творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования
демократической культуры в системе классного самоуправления. Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с
коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе,
способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров,
организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном
сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему
самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта,
благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка,
способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа
направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного
сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте
класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности
ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного
процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в
едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь
взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих
педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе
на основе целей образовательного учреждения; Совместно с педагогом-психологом
классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их
адаптации. При поддержке педагога-психолога классный руководитель анализирует
развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и
возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей
профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и
групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со
стороны других участников воспитательного процесса. Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным
педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми
социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При
непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует
социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на
развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов. Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения
обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к
нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной
индивидуальности через освоение классической и современной литературы. В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих
воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников
образовательного учреждения. Система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания
членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную
совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и
коллектива. Воспитательная система класса – это достаточно сложное
социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено
индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она
создается. Поэтому главным для классного руководителя при переходе учащихся из
начальной школы в 5-й класс увидеть и понять специфические черты классного
сообщества, определить уровень развития ученического коллектива,
сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы
затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения
воспитательной системы. Важно проанализировать, какими стали дети в процессе
развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они
овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы,
доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы. С моей точки зрения, воспитанность – это интегрированный показатель
результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношения ученика
к родному краю, своему городу, обществу, учёбе, природе, к себе. Воспитанность
предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические
изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и
потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили
воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших
факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная
утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания,
поэтому необходимо объединить усилия школы, семьи и общественности, учреждений,
расположенных на территории города, в гражданско-патриотическом воспитании
детей. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать урок-путешествие,
урок-размышление, урок с элементами драматизации, урок-самопознание и т.д.
Опираясь на личностный опыт учащихся, развивать представления о назначении норм
морали, права и пр. В 7-ом классе ставится цель создать первоначальное представление о
юридической ответственности, раскрыть причины негативного отношения общества к
людям, преступающим закон. Учащиеся должны отличать правонарушения от нарушений
норм морали, иметь представление о вине как обязательном составе преступления,
и наказании как результате наступления юридической ответственности. Необходимо
разъяснять ошибочность представлений подростков о возможности избежать
наказания, формировать ответственное отношение к своим поступкам и поведению. В 8-ом классе рассматриваются основные отличия человека от других живых
существ: способность к творчеству, потребности духовные и материальные,
способности ординарные и выдающиеся. В 9-ом классе подробно изучить вопросы: «Личность и мораль», «Гражданин,
государство, право», «Права человека и гражданина». Определить роль морали в
анализе и оценке наших поступков, роль обязанности и ответственности гражданина
перед обществом, взаимосвязь любви и морали, юридическую и моральную основы
брака, соотношение права и закона. Изучить сущность и признаки понятий
«гражданин», «частная и духовная жизнь», «гуманизм». Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного
педагогического процесса. Это педагог, который является "центром” организации,
координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив
учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов
дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного
руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции.
Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: "Через сказку, фантазию,
игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу
ребёнка”.Практика гуманистического личностно - ориентированного воспитания, для
которого характерно субъект - субъектное взаимодействие, - важное условие
развития индивидуальности ребенка, а одним из важнейших направлений
модернизации российского образования является смена педагогики насильственного
формирования личности на педагогику поддержки ребенка - |
Copyright МОУ СОШ №14 © 2024 |